Наша речь - один из важнейших инструментов общения. Начиная формироваться с самого рождения, речь сопровождает человека на протяжении всей его жизни, помогает адаптироваться в социуме в разные возрастные периоды: детство, юность, зрелость. Но самыми важными годами становления речи являются дошкольный и начальный школьный возраст, когда важно вовремя обнаружить проблему и своевременно ее устранить.
Родители, бабушки и дедушки - те люди, которые окружают малыша с первых дней его жизни. Именно от их внимательности и здравой оценки развития ребенка зависит ранняя диагностика логопедических или других отклонений. Как правило в возрасте 3-4 месяцев ребенок начинает издавать первые звуки, гулить. Если речевая активность не появляется до полугодовалого возраста, некоторые родители объясняют это спокойным характером малыша. Однако отсутствие гуления - тревожный знак , требующий немедленного вмешательства специалиста.
Ближе к годовалому возрасту, примерно в 8-10 месяцев, ребенок реагирует на относящуюся к нему речь, знает свое имя и пытается произносить первые слоги. Если при попытке произнести что-то ребенок «мычит», то следует обратиться за консультацией к логопеду.
Период с 1 года до 2-2,5 лет - время активного развития речевой активности, пополнения словарного запаса, приобретения навыков построения простых предложений. В возрасте 3-4 лет родителям следует обращать внимание на правильное произношение слов, чтобы ребенок не переставлял слоги местами, не «проглатывал» окончания слов. В предшкольном периоде крайне важно поставить правильное произношение звуков, развить способность составлять развернутый рассказ по картинке с применением развернутых предложений.
Современные родители хорошо знают, что выявлением аномалий развития речи и исправлением нарушений речи занимаются логопеды. В Алматы очень много образовательных центров, в штате которых есть логопеды. Но, выбирая специалиста, нужно очень внимательно изучить уровень его квалификации и опыт работы. Занятия с неквалифицированным логопедом-дифектологом могут оказаться не просто бесполезным, но и оказать негативное воздействие на речевое развитие ребенка.
Прежде всего, логопед должен иметь высшее педагогическое дефектологическое образование, владеть широкими теоретическими знаниями в области дефектологии и уметь применять их на практике. В нашем Центре речевой абилитации и коррекции «СӨЗ» работают высокопрофессиональные логопеды, специализирующиеся на коррекции речи и речевой абилитации неговорящих (мутичных) детей. Мы хорошо знаем, что своевременно обнаруженная проблема, правильно подобранные методы лечения, терпение и поддержка родителей дают отличный результат речевой социальной адаптации и помогают ребенку уверенно себя чувствовать среди своих сверстников.