Общее недоразвитие речи это множество признаков, при которых происходит сбой в работе всех сторон системы речи. При таком расстройстве, нарушения речи будут выявляться в лексике, фонетике и грамматике.
Общее недоразвитие речи тесно связано с внутриутробным развитием плода. Различают четыре степени тяжести заболевания. Для определения степени ОНР, необходимо пройти логопедическое обследование.
Общее недоразвитие речи распространенное явление среди дошкольников.
К такому расстройству речи может привести:
Такие причины негативно воздействуют на формирование ЦНС во внутриутробном развитии плода.
ОНР может проявиться и после рождения ребенка. Это происходит на фоне частых острых заболеваний, после полученных черепно-мозговых травм.
Первый уровень – абсолютное отсутствие связной речи. Дети общаются с помощью жестикуляции или очень простой речи.
Второй уровень – начальное развитие речи. Здесь детьми допускается много ошибок при произношении слов. Предложения состоят максимум из трех слов.
Третий уровень – присутствие предложений, но малоразвита смысловая и звуковая нагрузка.
Четвертый уровень – хорошо развита речь, но с присутствием нарушения произношения отдельных звуков.
Диагностирование общего недоразвития речи проводится при непосредственном контакте (общении) логопеда с ребенком.
В помощь может потребоваться консультирование у врачей отоларинголога, психиатра, невропатолога. На таком полном обследовании определяется не только уровень общего недоразвития речи, но и отделение его от схожего заболевания – задержка развития речи.
Работа логопедов при ОНР заключается в применении различных методов и способов, помогающих эффективной коррекции речи.
С учетом степени общего недоразвития речи логопеды применяют соответствующий метод работы над данной проблемой.
Задачей логопеда при первой степени ОНР является выработка и развитие понимания обращенной речи, внимания, памяти.
Задачей логопеда для работы с ребенком со второй степенью является: развитие и понимание речи, фразовая речь, звукопроизношение.
Задачей логопеда для детей с третьей степенью нарушения является: развитие связной речи, закрепление правильного произношения звуков.
Задачей логопеда при коррекции четвертой степени расстройства является: достижение устной речи, соответствующей возрастной норме, совершенствование произносительных умений, формирование навыков чтения и письма.
Процесс коррекционной работы ОНР очень сложный и долговременный. Для успешной его коррекции необходимо начать занятия не позднее четырех лет. В этом возрасте дети особенно хорошо впитывают все, чему их обучают.
Немаловажная роль отводится вниманию семьи, где с младенчества стимулируется речевая активность ребенка.