Логопеды: врачи, психологи, педагоги

Есть такая сфера науки – логопедия. Она изучает разные дефекты речи у человека, а также признаки и причины которые их вызывают. Эта область науки не только выявляет и изучает дефекты дикции, но и разрабатывает методики коррекции речи.

Логопедия тесно связана с отоларингологией, психолингвистикой и педагогикой.

Чем занимается логопед

Логопед – это специалист, который определяет и применяет необходимые методики для устранения дефектов речи. Дефекты речи могут быть как у детей, так и у взрослых. Логопед помогает «поставить звуки», избавляет от неправильного произношения, заикания, гнусавости, нарушения звучности голоса и т.д. Данный специалист учит не только правильно дышать и управлять своей речью, а еще и объясняет, как происходит формирование звука. Для закрепления такой информации применяются специальные упражнения.

Логопеды должны иметь навыки психолога и педагога, так как это непосредственный контакт с пациентом. Нарушение речи – это психологическая травма и от профессионального подхода специалиста к данной проблеме зависит быстрота восстановления пациента.

Какие болезни относятся к области логопедии

  • Нарушение речевой звучности – афония;
  • Шепелявость, картавость – дислалия;
  • Заикание – логоневроз;
  • Замедленность речевого потока – брадилалия;
  • Ускоренность речевого потока – тахилалия;
  • Гнусавость – ринолалия;
  • Отсутствие речи - алалия;
  • Расстройство речи при сниженном слухе или глухоте человека;
  • Расстройство речи, связанные с перенесенным заболеванием, операцией.

Лечение у логопеда

Лечение у логопеда – это обычно комплекс упражнений, которые необходимо делать без перерывов до полного исправления дефекта речи. Дефекты дикции исчезают только при совместной работе специалиста и пациента. Для достижения положительного эффекта лечения требуется терпение и настойчивость.

Целью логопедов при занятиях с детьми является развитие речевой системы. Речевая система включает в себя: развитие речевой активности, накопление словарного запаса, развитие слуха, грамматической речи, артикуляционной моторики, связной речи, правильного произношения.

Логопед на занятиях с детьми решает сопутствующие задачи:

  • развивает память, сосредоточенность, усидчивость;
  • обучает звуковому оценке слов;
  • развивает ловкость пальцев рук (моторику).

Чем раньше родители обратят внимание на, то как их ребенок развивается в плане речи, тем эффективнее будет проходить лечение.

Очень важно обращать внимание на то как: произносит ребенок ту или иную букву, звук замечается ли задержка речи или ее нет совсем, речь быстрая и съедаются определенные звуки или она наоборот замедленная.

Особенно следует быть внимательным родителям, у которых дети перенесли операции.

Все упражнения для детей основаны на игре.

Помощь логопеда взрослому человеку

Бытует мнение, что логопед может помочь только детям. Что только в детском возрасте поддаются исправлению дефекты речи. Заикание, картавость, шепелявость – все эти дефекты дикции можно исправить и взрослому человеку. Дефектолог предложит комплекс упражнений для обеспечения правильного произношения звуков.

После перенесенного инсульта необходимо посещение логопеда, так как наряду с упражнениями по развитию речи может быть назначен массаж лица, иглоукалывание и так далее. Занятия, которые начались сразу же после инсульта, приносят наибольший эффект для восстановления нормальной речи. Здесь рекомендуется присутствие родственников, так как они запоминают необходимые упражнения и помогают выполнять их в домашней обстановке.

При удалении гортани или же голосовых связок также необходима помощь логопеда. Специалист может научить таких пациентов пользоваться псевдоголосом. Псевдоголос – это звук, который образуется при помощи пищевой щели. Пациенты с удаленной гортанью, которые хорошо овладели псевдоголосом, получают речевое общение.

Самый простой способ возвращения голоса после удаления гортани – это применение голосообразующего аппарата. Аппарат не требует каких-либо навыков, но помощь специалиста-логопеда необходима. Данный специалист научит пациента правильно использовать аппарат.

← назад