Аутизм: диагностика, коррекция

Аутизм – это врожденное заболевание. Образуется оно вследствие нарушения участков головного мозга. Дети с диагнозом аутизм в большинстве случаев не могут выражать эмоции, социально беспомощны, наблюдается заторможенная речь.

В каком возрасте можно распознать аутизм

Признаки аутизма можно распознать в возрастной группе до трех лет. Такие дети отстают в развитии от своих сверстников. Они не общительны, речь может отсутствовать, либо используется повторение одного и того же слова, фразы, в глаза говорящему не смотрят, редко улыбаются. Такие дети болезненно переносят изменения привычного для них окружение или места пребывания. Дети находятся как-бы в себе. Они предпочитают уединяться, играть с одной игрушкой.

Интеллект аутиста

Большинство детей с диагнозом аутизм имеют легкую или среднюю степень нарушения интеллекта. Особенностью аутизма является избирательный интеллект. Дети могут быть сильны, например, в математике, решать головоломки, но при этом во всем остальном отставать от своей возрастной группы.

Савантизм – это одаренность ребенка с диагнозом аутизм в какой-нибудь одной сфере. Если одаренность в рисовании, то такой ребенок может один раз увидеть картину и нарисовать ее в полной точности.

Диагностика аутизма

Диагностирование аутизма происходит комплексно.

В этот комплекс входит:

  • Внимательность родителей. Близкие сразу обращают внимание на какие-либо странности в поведении, отсутствии речи, во взгляде ребенка. Такое внимание приводит к раннему обращению к специалистам и дает увеличенные шансы для ведения нормального образа жизни;
  • Тест-опросник. Родители ребенка отвечают на вопросы для диагностирования аутизма. Существует несколько тестов: опросник ADI-R , шкала наблюдения ADOS, поведенческий опросник ABC, опросник по аутизму у маленьких детей CHAT;
  • Инструментальные методы. При диагностировании аутизма, для исключения нарушений в работе мозга, которые приводят к похожим признакам следует пройти ультразвуковое исследование (УЗИ). Для обнаружения или исключения эпилепсии необходимо сделать запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

Коррекция аутизма

Необходима комплексная работа, помогающая ребенку адаптироваться и жить в социуме. Важную роль играет воспитание ребенка с диагнозом аутизм. Родители должны знать, что такой ребенок видит, слышит и воспринимает окружающий мир не как все. В такой ситуации следует создать вокруг него благоприятные условия для жизни ребенка. У ребенка должен быть устойчивый распорядок дня. Раннее подключение специалистов (психолога, логопеда, невролога и др.) помогает развитию общения с окружающими.

В поведенческой терапии основа лежит в наблюдении за поведением и реакциями на внешние раздражители ребенка. Все нужные реакции подкрепляются поощрениями.

Логопедические занятия помогают ребенку с диагнозом аутизм преодолевать речевые нарушения и позволяют налаживать отношения с окружающими их людьми.

Природу возникновения аутизма никто не знает. Никто и не может объяснить, что чувствует ребенок, почему его пугает внешний мир. В настоящее время общеизвестно, что при раннем выявлении аутизма, при уходе по всем правилам, коррекционных занятиях со специалистами и при большой поддержке родителей, дети с диагнозом аутизм могут быть счастливы, также могут учиться и работать.

← назад