Аутизм – это врожденное заболевание. Образуется оно вследствие нарушения участков головного мозга. Дети с диагнозом аутизм в большинстве случаев не могут выражать эмоции, социально беспомощны, наблюдается заторможенная речь.
Признаки аутизма можно распознать в возрастной группе до трех лет. Такие дети отстают в развитии от своих сверстников. Они не общительны, речь может отсутствовать, либо используется повторение одного и того же слова, фразы, в глаза говорящему не смотрят, редко улыбаются. Такие дети болезненно переносят изменения привычного для них окружение или места пребывания. Дети находятся как-бы в себе. Они предпочитают уединяться, играть с одной игрушкой.
Большинство детей с диагнозом аутизм имеют легкую или среднюю степень нарушения интеллекта. Особенностью аутизма является избирательный интеллект. Дети могут быть сильны, например, в математике, решать головоломки, но при этом во всем остальном отставать от своей возрастной группы.
Савантизм – это одаренность ребенка с диагнозом аутизм в какой-нибудь одной сфере. Если одаренность в рисовании, то такой ребенок может один раз увидеть картину и нарисовать ее в полной точности.
Диагностирование аутизма происходит комплексно.
В этот комплекс входит:
Необходима комплексная работа, помогающая ребенку адаптироваться и жить в социуме. Важную роль играет воспитание ребенка с диагнозом аутизм. Родители должны знать, что такой ребенок видит, слышит и воспринимает окружающий мир не как все. В такой ситуации следует создать вокруг него благоприятные условия для жизни ребенка. У ребенка должен быть устойчивый распорядок дня. Раннее подключение специалистов (психолога, логопеда, невролога и др.) помогает развитию общения с окружающими.
В поведенческой терапии основа лежит в наблюдении за поведением и реакциями на внешние раздражители ребенка. Все нужные реакции подкрепляются поощрениями.
Логопедические занятия помогают ребенку с диагнозом аутизм преодолевать речевые нарушения и позволяют налаживать отношения с окружающими их людьми.
Природу возникновения аутизма никто не знает. Никто и не может объяснить, что чувствует ребенок, почему его пугает внешний мир. В настоящее время общеизвестно, что при раннем выявлении аутизма, при уходе по всем правилам, коррекционных занятиях со специалистами и при большой поддержке родителей, дети с диагнозом аутизм могут быть счастливы, также могут учиться и работать.