Нашим пациентом становится ребенок, который достигнув 5-6 лет физиологического возраста, еще не заговорил, или имеет в активе от 1-2 до 10-15 лепетных звукосочетаний, или несколько искаженных слов, которые он подкрепляет жестами при общении с окружающими. В речи чаще можно встретить двухсложные слова, обычно обозначающие родственные отношения (мама, дядя). Одним и тем же звуковым комплексом обозначаются предметы, действия, качества. Пассивный словарь шире активного. Уровень понимания речи – от номинативного до ситуативного уровня. Иногда встречается эхолалия - непосредственная или отсроченная.
Все отмеченные типичные проявления и симптомы указывают на системное нарушение речевой деятельности и , хотя имеют различную природу дефекта, попадают под категорию, так называемых «безречевых детей», при первом уровне речевого развития, которое в документах обозначают аббревиатурой – ОНР 1.
Под эту категорию попадают дети с различными диагнозами – речевой мутизм при аутизме, артикуляторная апраксия при аутизме, сенсорная и моторная алалия, выраженная дизартрия, некоторые редкие формы абулии. Так же нашими пациентами становятся дети и взрослые с посттравматической афазией. При всем обилии диагнозов, первичный этап речевой абилитации в коррекционной суггестопедии, для всех протекает с применением более или менее одинаковых средств и методов речевой абилитации и реабилитации.