Речевые нарушения известны и наблюдаются еще с древности. Нарушения в речи отмечал еще Гиппократ. Он описывал такие речевые сбои как потеря голоса, речи, заикание, невыговаривание отдельных букв, неспособность выразить свои мысли и т.д.
Факторы, которые влияют на нарушения или отсутствие речи можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.
К биологическим причинам речевых нарушений относятся факторы, которые влияют на внутриутробное развитие и первые месяцы жизни ребенка: кислородное голодание плода, родовые травмы, стремительные роды, вялотекущие роды, обвитие плода пуповиной, инфекционные заболевания новорожденного.
К социальным факторам относятся: речевые нарушения уже имеющиеся в семье, недостаток эмоционального и речевого общения с ребенком.
Дислалиля. При косноязычии могут не выговариваться, либо заменяются или смешиваются некоторые буквы и звуки. Например, вместо звука «ш» говорится «с», вместо «р» - «л». Некоторые звуки при дислалии могут просто проглатываться. Дети с дислалией хорошо слышат, понимают, имеют большой словарный запас.
Ринолалия. Ребенок, страдающий ринолалией, говорит «в нос». У него снижен тембр голоса и происходит непонятное звукопроизношение. Эти нарушения речи обусловлены дефектами строения речевого аппарата (нёбно-глоточное смыкание, аденоиды, «заячья губа», «волчья паст», отсутствие маленького язычка).
Дизартрия. Такое нарушение речи возникает на фоне органического поражения ЦНС. В данном случае малоподвижны мышцы лица, что делает не простыми движения языка, надувание щек и так далее. В связи с этим и расстроены все стороны речи.
Алалия. При сенсорной алалии ребенок не понимает обращенную речь и поэтому не может говорить. При моторной алалии ребенок все понимает, но не может это сказать. Он передает речь в виде мимики и жестов. Дети с такими видами аномалии речи физически, у них нет дефектов речевого аппарата, развиты согласно возрастного периода.
Задержка речевого развития. При слабом здоровье ребенка или при неполноценной речевой среде (с ребенком очень мало или совсем не разговаривают) наблюдается ЗПР. Ребенок начнет говорить, но позже своих сверстников, так как медленно овладевает речью.
Логоневроз. Заикание – это множественное повторение одного и того же слога, с частыми остановками. Происходит это от судорожного состояния мышц. Логоневроз сильно влияет на самооценку и препятствует легкому общению с окружающими.
Дисграфия, дислексия. При недостаточности зрительного анализа, наследственности, неупорядоченности движениями глаз возникают дисграфия и дислексия. Эти проблемы возникают вместе. Ребенок пишет и читает буквы неправильно, речь не логична, словарный запас очень мал.
Расстройства речи носят стойкий характер. Они не могут пройти самостоятельно. Восстановление нарушенной речи проводится логопедом как индивидуально, так и в группе. Для каждой категории нарушения речи подбирается соответствующая методика коррекции. Большая роль в исправлении речи отводится самостоятельной работе пациента.