Помощь в избавлении от неправильного произношения – это дело логопедов. Такая работа состоит из поэтапной последовательности. Активное родительское участие помогает специалисту в кратчайшие сроки преодолеть нарушение звукопроизношения ребенком.
1. Подготовительный период заключается в необходимости проведения артикуляционной гимнастики. Задача гимнастики – улучшение подвижности губ, языка, лицевых мышц. Здесь же формируется способность узнавать и различать звуки, формировать воздушную струю. Такая работа проводится для того, чтобы ребенок слышал звуки и понимал как они возникают. Помощь родителей нужна для выполнения гимнастики не только с логопедом, но и вне стен лечебного учреждения.
2. Период постановки звука – это основной этап учебы ребенка правильному выговариванию звука. Здесь происходит объединение проработанных движений органов речевого аппарата с добавлением воздушной струи и голоса. Шлифовка выговаривания звука может производиться: по подражанию, с механической помощью, смешанным способом.
3. Период автоматизации звука – это добавление вновь усвоенного звука в слоги, слова, предложения. Данный период считается завершенным, когда ребенок правильно и не задумываясь, произносит поставленный звук в обычной своей речи. Родители на этом этапе контролируют спонтанную речь ребенка, при необходимости, исправляют и повторяют звук.
4. Период дифференциации звуков - это этап разделения (дифференцирования) нового звука и звука-заменителя (например, «ш» - «с») Переход к разделению звуков начинается, когда смешиваемые звуки хорошо стали произноситься, то есть, доведены до автоматизма.
Вот такая последовательность соблюдается логопедами при постановке не выговариваемого или неправильно воспроизводимого звука. Каждый из этих периодов работы над исправлением недостатка в речи имеет свои особенности. Важность значения, каждого этапа при исправлении звукопроизношения ребенком может изменяться в зависимости от состояния звуковой стороны речи и даже всей речи в целом.
Планирование занятий для исправления звукопроизношения проводится с учетом речевого нарушения.
Занятия детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи будет отличаться от уроков ребенка с нарушением слуха.
При заикании ребенка методы постановки звуков применяются как при дислалии.
Работа логопеда при дизартрии идет параллельно с медикаментозной и физиотерапией, и имеет свои отличительные особенности.
Детям с ринолалией в процессе работы привлекается зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Здесь сначала корректируется произношение гласных, а затем согласных.
Самый лучший возраст для начала коррекции речи это четыре года.