Роль речи для развития мышления. Уровни понимания речи.

Важно наличие пассивного словаря у наших неговорящих пациентов. Обычно он крайне беден. Отсюда и плохое понимание обращенной речи. Отсюда и незнание, и невыполнение простых команд. Отсюда и уровень мышления наших пациентов. Ведь слово – это единица мышления, и все наше мышление оформлена словесно. Мы в первую очередь должны обращать внимание родителей на эту связь – речь и мышление. Надо побуждать их спешить с речевым развитием ребенка, потому что развитие речи обусловлено сроком до 8 лет, сроком полного развития и сформированности речевых центров.

Родители в силу своей педагогической безграмотности заняты исключительно лечением соматических болезней своих детей, поиском «чудо – пилюли», которая в мгновение ока восстановит ребенка, отнимающие все время, которое должно было бы затрачено на тяжелый, изнуряющий, сравнимый с жертвенным подвигом, фанатичный труд по педагогической и психологической коррекции ребенка – который только, может дать плоды и надежду. Но и этот труд специалистов будет затрачен впустую, если в нем нет участия родителей, если они не смогут выработать у детей дисциплину труда, если своим «особым», жалостливым отношением не выработают у ребенка сознание инвалида – иждивенца.

Родители обычно считают, что с мышлением у ребенка все в порядке, он просто не говорит. Великий педагог и психолог, основатель науки дефектологии в СССР, Л.С.Выготский, в своей работе «Орудие и знак в развитии ребенка», приводит пример исследования, согласно которому – только в раннем возрасте (6-7 месяцев) практический интеллект ребенка еще можно сравнивать с интеллектом высшего примата, потому что только в этом коротком промежутке времени «первые проявления практического интеллекта ребенка, как и действие шимпанзе, совершенно независимы от речи».

Если ребенок понимает просьбы, связанные с обиходно-предметным миром, знает имена близких, название своих игрушек, может показать части тела у себя, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений игрушек, предметов, хорошо знакомых ему в быту, то имеет место ситуативный уровень понимания».

Всего уровней понимания речи – пять:

  1. нулевой;
  2. ситуативный;
  3. номинативный;
  4. предикативный;
  5. расчлененный.

Если ребенок обладает ситуативным уровнем понимания речи, то никак нельзя сказать о нем, что он «все понимает».

Родители, мы призываем вас к действию, ведь именно от вас зависит будущее вашего ребенка.

← назад