Очерки речевого абилитатора.
Пациент С., 6 лет открытая ринолалия.
Работая по методике К.А. Букежанова я поняла, что можно применять эту уникальную методику и при таком диагнозе, как ринолалия.
Ринолалия — речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.
В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное нарушение , либо как форма механической дислалии. Термин ринолалия говорит о нарушении артикуляционной и акустической характеристики звука.
Это самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.
Ринолалия проявляется в трех формах — открытой, закрытой и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной.
Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.
Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.
У моего пациента была проведена операция по устранению расщелины, но в силу физиологических причин, на месте шва образовался свищ, который нарушал направление воздушной струи.
На первом этапе работы большое внимание уделялось дыхательным упражнениям, формированию ротового выдоха, произнесению гласных на твердой атаке. В конце занятий проводился массаж языка и мягкого неба.
Постановка звуков механическим способом проводилась по методике К.А. Букежанова. Очень важным этапом работы было закрепление слогов с использованием слоговых карточек, подкрепленных визуальными образами. Кстати, С. эта часть занятия нравилась больше всего.
При механической постановке звуков я обращала внимание ребенка на то, как звучит каждый звук, звонкий он или глухой, какой у него артикуляционный уклад, где находится язык. Эта предварительная работа облегчала дальнейшее формирование фонематического слуха.
При таком диагнозе не все звуки поддаются правильному воспроизведению. Для более четкого произнесения некоторые звуки приходится произносить, поднося указательный палец к носу, перпендикулярно носогубной складке. Этот прием очень эффективен и воспроизведение звуков, таким образом, приближается к норме.
Когда мы впервые встретились с С., его речь была непонятна для меня. Он оперировал только гласными звуками и двумя-тремя согласными. Речь при этом была быстрой и смазанной. Четкой была только слоговая структура слов. Он мне что-то рассказывал, а я его не понимала. И такое отчаяние было в его глазах! Я конечно пыталась разгадывать его ребусы. Родители рассказывали, что его двоюродные братья, подражая ему, общаются с ним таким же образом, каким и он со всеми общается. Он привык к тому, что его в семье все понимают. И вообще, это удивительный ребенок! Он совершенно не стесняется своей особенности – веселый, жизнерадостный мальчик! Ему очень нравится рассказывать что-либо, он все время пытается меня заболтать. Сейчас я прекрасно понимаю, что он говорит, но в начале работы я его убеждала, что его речь должна быть понятна всем, а не только узкому кругу его родных и близких.
Со временем мы освоили все согласные, с гласными особых проблем не было, и теперь ребенок говорит более разборчиво и внятно. Мы начали читать, писать печатными буквами слова, пишем цифры, считаем, и уже приступили к освоению письменных букв. Когда С. Начал читать, я стала использовать разные дидактические материалы и игры, для развития фонематического слуха. Даже сейчас звуки, которые он не может произнести, но он знает, как они звучат, и как они пишутся. Это очень важно! После повторной операции у него уже будут четко сформированы артикуляционные уклады, останется только подчистить звучание.
Когда ко мне обратились родители С., они были в растерянности. Они долго не могли найти логопеда, который бы начал работу с их ребенком, говорили: «Очень сложный случай». Но я рискнула попробовать и у нас получилось!
И.Белан