Иногда дислексию называют «болезнью гениев», потому что она встречается у многих великих людей в истории. На сегодняшний день в мире насчитывается от 5 до 10% людей с дислексией – нарушением процесса чтения. Почему для некоторых чтение становится мучительным процессом, что с этим можно сделать и как это может повлиять на дальнейшую жизнь человека?
– Что это за заболевание и заболевание ли это?
– Ученые очень долго не могли понять этиологию этого заболевания. В переводе с латинского языка термин «дислексия» означает «незначительные нарушения лексической стороны». При этом проблема достаточно глубокая, сложная и приносит людям много неудобств, особенно во время обучения. Такой ребенок очень сложно обучается грамоте, ему трудно научиться читать. Он усваивает буквы, но дальше ему очень трудно сливать их в слоги, слоги – в слова, а слова в единый текст. Заболевание характеризуется своей специфичностью и стойкостью. Последнее означает все-таки тяжесть заболевания, иными словами, это на всю жизнь. Специфичность же означает, что этот диагноз, как правило, не затрагивает другие речевые процессы. Конечно, если это не особые формы, когда дислексия сочетается, к примеру, с дисграфией. Раньше предполагали, что дислексия – это нарушение высшей нервной деятельности человека. Такое определение на какоето время убирали из употребления, но потом снова вернули, потому что нейрофизиологи и генетики, изучая этиологию этого заболевания, нашли специфический ген, отвечающий за нарушение. Причина возникновения заболевания все-таки связана с расстройствами генетической природы.
При раннем развитии младенца высшие нейронные сети в голове располагаются не так, как у нас: чем сложнее мы мыслим, тем сложнее строятся нейронные сети в голове. Сложность этих нейронных сетей предполагает сложность нашей психики и мышления. Маленький же ребенок пока не обладает такими нейронными сетями, в его голове происходит так называемая миграция нейронов из одной области в другую, после чего понемногу начинают образовываться нейронные сети. Когда это происходит, микроскопические нарушения в составлении этих цепочек приводят к дислексии, за эти нарушения отвечает определенный ген. Так, ученые поняли, что это явление биологическое, а не неврологическое, которое может появиться вследствие испуга, стресса или бывает связано с каким-нибудь неврозом на фоне различных психических проблем. К примеру, заикание – это невроз. Когда человек преодолевает невроз, излечивается и это заболевание. Если заикание не продолено, значит, пациент обратился к врачу не тогда, когда было нужно, был неправильный подход в лечении, не нашелся подходящий специалист. А дислексия характеризуется стойкостью, и преодолеть ее нельзя, по крайней мере, насколько это известно на сегодняшний день. Тем не менее это не значит, что болезнь не нуждается в коррекции. Дислексию можно и нужно корректировать, и чем раньше начать это делать, тем эффективнее будет результат.
– Как распознать дислексию, какие у нее проявления?
– Есть смазанные проявления, которые можно отнести к другим формам заболевания. К примеру, у ребенка может быть нарушение ориентации в пространстве, он бывает моторно неловким, у него могут быть какие-то нарушения в понимании речи взрослых или затруднения в восприятии написанного. Это все можно отнести и к проявлениям других психофизических заболеваний. В устной речи у детей с дислексией могут отмечаться дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь таких детей обычно может отличаться неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, даже некой несвязностью. Специальных каких-то факторов, которые укажут на то, что у конкретного ребенка будет дислексия, не существует. Нельзя понять это при его рождении. Иногда у детей-дислексиков бывают трудности в держании ручки или карандаша, они держат его своеобразным хватом. Но опять же это еще не повод, чтобы бить тревогу. Окончательно все выясняется только тогда, когда возраст ребенка приближается к школьному. То есть чаще всего это обнаруживается в старших группах детского сада, когда детей обучают читать. Тогда обычно становится понятно, что во всех других видах деятельности ребенок не отстает, его развитие ни в чем не страдает, все процессы у него нормальные, он просто не может научиться читать. Часто дислексиками бывают дети, у которых развита леворукость. Это заболевание характерно для людей, у которых основным действующим полушарием является правое. Если левое полушарие у нас обычно отвечает за четкие структурные операции, то правое полушарие отвечает в основном за интуитивное действие. Поэтому у людей с дислексией хорошо развита интуиция. Они замечают такие признаки, которые другие люди не замечают, могут чувствовать надвигающуюся беду или, наоборот, хорошие перемены. То, что обычно относят к ясновидению, на самом деле является правополушарной деятельностью мозга.
– Что делать, столкнувшись с таким диагнозом? Можно ли как-то бороться с этим?
– Не скажу, что в дефектологии или логопедии хорошо справлялись с этим диагнозом. Дислексия была и есть у многих великих людей и современных знаменитостей. Она была у Г.Х. Андерсена, Леонардо да Винчи, А. Эйнштейна, У. Черчилля, В. Маяковского. Среди современников дислексией страдают Том Круз, Кая Скоделарио, Кира Найтли, Сальма Хайек, Ричард Брэнсон и многие другие. Существование знаменитостей с таким диагнозом, у которых есть масса возможностей, это – яркий пример того, что заболевание на сегодняшний день неизлечимо. Но оно не является причиной невозможности вести обычную жизнь и добиваться успехов. Это не означает, что врачи не пытаются помочь. Мы стараемся развивать глобальное чтение, глобальное слоговое восприятие у ребенка, но не всегда получается. От того, насколько рано начали проводить коррекционные работы, зависит дальнейшая успешность обучения ребенка в школе и вузе, его отношения со сверстниками и преподавателями, степень его самооценки и прочие важные жизненные моменты. Профилактику желательно начинать в дошкольном возрасте, сразу же после того, как заболевание было выявлено. Она включает в себя развитие у детей зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Кроме того, важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения и формирование лексико-грамматического строя речи.
– Как быть ребенку с дислексией в школе?
– Важно, чтобы были понимающие преподаватели и дети. Если ребенок попадет в хорошую среду, то сможет адаптироваться. Если ему будут помогать, то он сможет продолжать обучаться. Нужен человек, который будет помогать ему с чтением книг. Отдельных программ обучения для таких детей еще не существует. Всем известно, что по бумагам у нас прописано: должен быть индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Исходя из этого, предполагается, что для таких детей должны составлять отдельные программы. Но в обычной общеобразовательной школе такая индивидуальная программа просто не может быть составлена, потому что в школах нет таких специалистов, которые понимали бы саму проблему. Нужно, чтобы подключались психологи, дефектологи, собрался какой-то консилиум и коллективно выработапрограмму специально для этого ребенка. Но на практике это малоосуществимо, в моей жизненной практике такого не встречалось вообще. Учитель ребенка просто должен уделять ему отдельное внимание, проводить индивидуальную работу с ним. Мы живем во время, когда основным является материальный стимул, если говорить о готовности учителей заниматься с ребенком индивидуально. Кроме того, есть один момент: как правило, родители полагаются на специалистов, специалисты полагаются на родителей, получается какой-то замкнутый круг, в то время как работать всегда нужно одним фронтом. Знаете, это ведь не пессимизм, я сталкиваюсь с подобным отношением каждый раз. У родителей нет достаточно времени, чтобы заниматься решением проблем ребенка. А тем временем проблемы могут быть преодолены только совместными усилиями. Даже если специалист будет заниматься с ребенком 5 раз в неделю, он ничего не сможет сделать, если кто-то не будет целенаправленно заниматься с таким ребенком основную массу времени дома. Речь сейчас даже не о дислексии, а о любых нарушениях. В лучшем случае родители нанимают няню. Нет взаимосвязи между родителями, педагогом и воспитателем, которые должны действовать сообща, это главная причина большинства неудач в лечении или, вернее будет сказать, его затянутости.
– Как живут взрослые люди с этим диагнозом? Как это влияет на выбор профессии?
– Есть много знаменитых людей с таким диагнозом. К примеру, актеры не могут прочесть свои роли и нанимают специальных людей для того, чтобы им читали, они воспринимают все на слух. Для таких людей аудиокниги – это настоящее спасение. Конечно, дислексия накладывает отпечаток на взрослую жизнь, в том числе влияет на выбор профессии. Вряд ли человек с таким диагнозом пойдет работать по профессии, связанной с очень частым чтением каких-то текстов. Впрочем, если человек захочет чего-то, он справится. Поэтому нельзя говорить, что определенные профессии недоступны для таких людей. Придется прилагать больше усилий, искать разные возможности, приспосабливаться, но все возможно.
– С чем связано наличие родственных нарушений, таких как дисграфия?
– Родственные проблемы – дисграфия, дискалькулия имеют такую же причину возникновения, это наследственность. Однажды был интересный случай. Ко мне привели девочку, сначала я думал, что у нее дислексия. Но знаете, сейчас дети отличаются сочетанным дизонтогенезным развитием. Это означает, что у них не бывает какого-то одного нарушения развития, а бывает смешанность нарушений. Поэтому случается так, что берешь ребенка с одним диагнозом, а по мере лечения выплывает что-то еще и еще. Например, очень часто встречается дислексия в сочетании с дисграфией. Эта девочка сначала не разговаривала. Я ее научил разговаривать, а учить читать ее я начал по своей собственной методике. Вы должны знать, что при нарушении чтения надо различать дислексию и другие виды нарушений, которые тоже существуют. Например, они могут быть при умственной отсталости, при задержке психофизического развития, при аутизме. Но они не характеризуются стойкостью и специфичностью. Эти нарушения чтения можно преодолеть, и к ним добавляются какие-то другие проблемы, как с этой девочкой, которая не могла разговаривать. Когда я начал учить ее читать по моей методике (она совершенно новаторская и направлена на то, чтобы с помощью определенных действий переквалифицировать некоторые участки мозга, чтобы они дополнительно начали помогать детям усваивать грамоту. Подробнее читайте в №19 «Эксперта здоровья» Прим. ред.), сначала она усваивала ее, но потом вдруг перестала и начала дробить все на буквы, не могла сливать их в слоги. Я думал, что у нее были яркие проявления дислексии, но оказалось, что у девочки ко всему прочему была еще и няня, которая вопреки нашей методике переучивала ее на побуквенное чтение. И так как она это делала каждый день, то девочка послушно усвоила совершенно другую методику, ей не подходящую. Тогда мы изолировали няню от ребенка и обучили ее заново, сейчас она прекрасно читает, диагноз «дислексия» отпал. На самом деле было бы интересно применить у нас эту методику чтения на ком-то с непосредственным диагнозом «дислексия», разумеется, предупредив родителей, что метод будет экспериментальный.