Коррекция речи: направление, диагностика, воздействие

Основные направления коррекции речи основаны на формировании речевой деятельности и состоят из:

  • образования фонетической, лексической и грамматической сторон речи;
  • формирования связной речи и контактности;
  • развития способности осмысления и познания речи.

Разные, даже самые незначительные, отклонения от нормы развития речи отражаются на становлении жизнедеятельности ребенка. Эти нарушения тормозят развитие социального общения, правильное развитие хода познания. Они негативно действуют на область эмоций и чувств. От раннего обнаружения недостатков в речевой деятельности и ее диагностика зависит успешное лечение.

Методы диагностирования и коррекции речи

Дифференцированная диагностика помогает определить и детализировать природу нарушений, источник ее возникновения. Существуют внешне схожие речевые проблемы, но для их ликвидации требуются разные методы лечения. Например, не редко путают корковую дизартрию с дислалией. При правильном выявлении специфических симптомов назначается соответствующая методика коррекции речи.

Комплексный подход к диагностике основан на:

  • Взаимосвязи развития речи и моторики. Развитие активности рук подталкивает развитие речи. Это происходит от того, что в коре головного мозга речевые и двигательные области расположены рядом;
  • Взаимосвязи развития речи и познавательного процесса. Развитие речи показывает развитие мышления, анализа, памяти. При помощи общения происходит развитие сознания и психических эмоций.

Поэтапности формирования речи

При определении патологии в развитии речи следует учитывать этапы развития:

Первый (до 1 года) – подготовительный. К нему относятся: крики, плач, подражание в произношении звуков, слогов. К исполнению одного года жизни появляются первые простые слова.

Второй (от 1 до 3-х лет). В это время появляется словарный запас, происходит повторение слов за говорящим. На третьем году жизни проявляется понимание речи, которое превосходит значимость произношения.

Третий (от 3 до 7 лет) На данном промежутке времени у детей наблюдается искаженное произношение и его исправление. На этом этапе заканчивается формирование правильного произношения.

Четвертый (от 7 до 17 лет). На этот момент развития речи происходит ее сознательное усвоение.

Эти промежутки времени развития речи не имеют четких границ, но для такого развития речи требуется наличие нормальных умственных способностей, слуха, зрения и полноценное речевое окружение.

Принцип системного подхода к диагностированию. Речевая деятельность включает в себя произносительную сторону речи: лексику, грамматику, фонетику.

Существующие методы коррекции речи

Для коррекции речи применяются медикаментозные, психолого-педагогические методы. Наиболее эффективным является комплексный подход к решению проблем с речью. Здесь присутствует: стимулирование речи, медикаментозное лечение, электрорефлексотерапия (магнитотерапия, микрополяризация мозга), логопедический массаж.

Стимулирование речи. Родители читают книги детям, задают вопросы и выслушивают полноценный ответ. Наряду с этим необходимы занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение. Для усиления умственных процессов, улучшения памяти и кровообращения мозга используются лекарственные средства.

Электрорефлексотерапия, магнитотерапия, микрополяризация мозга. Данные методы позволяют справиться с сосудистыми заболеваниями и нарушениями кровообращения головного мозга, что способствует улучшению работы мозга, развития памяти.

Логопедический массаж. Массаж помогает изменить состояние мышц, кровеносных сосудов, нервов, стимулирует двигательные ощущения речевого аппарата. Такой массаж хорошо отражается на общем состоянии ребенка.

Совместные усилия по коррекции речи родителей и специалистов дают очень хорошие результаты.

← назад