ЗПРР – задержка психоречевого развития

В настоящее время по многим причинам, все больше появляется детей с недоразвитием речи. Такая проблема решаема, если ее обнаружить на ранней стадии. В таком деле, как раннее выявление признаков болезни, лежит на родителях ребенка. Если же нарушение в развитии речи вовремя не коррегировать, то это сказывается на его психике. Общение такого ребенка со сверстниками затруднено.

Диагноз «задержка психоречевого развития» чаще всего ставится детям с пяти лет. В пятилетнем этом возрасте ребенок начинает активное общение с окружающими его взрослыми и детьми, поэтому родители чаще всего и начинают замечать отклонения от принятых норм речевого развития. Но пять лет это уже крайний возраст начала лечения.

Как выявить ЗПРР у ребенка

Поднимать тревогу следует уже на подготовительных этапах развития речи:

  • в 3 месяца ребенок начинает гулить;
  • с 4 до 5 месяцев длительно гулит;
  • в 6-7 месяцев ребенок начинает лепетать, произнося слоги «ма», «ба», понимает вопрос «где»», находит предмет, снимает пищу губами, пьет из чашки;
  • с 8 до 10 месяцев малыш громко произносит и повторяет за взрослым разные слоги, выполняет просьбу сделать «ладушки», сам держит и ест печеньку;
  • в 11 месяцев произносятся первые слова «мама», «папа», «ав-ав», знает части тела (носик, глазки), подает по просьбе знакомый предмет, пьет из чашки;
  • к исполнению года в запасе есть 8-10 слов, выполняет не сложные требования, сам берет чашку и пьет;
  • с года до трех лет ребенок активно развивается, набирает словарный запас. К исполнению трех лет речь взрослого для малыша является средством познания. Присутствует множество вопросов: где?, как?, когда? почему?

Если на этих этапах замечается что-то неладное, следует обратиться к педиатру.

Дети с ЗПРР отличаются высокой активностью, невнимательностью, плохой памятью. Они медленнее соображают, не имеют воображения, не находят общего языка со сверстниками. У них отмечается слабое физическое здоровье.

Причины задержки психоречевого развития

Задержка психоречевого развития – это результат нарушений в развитии участков головного мозга, центральной нервной системы (ЦНС).

Спровоцировать недоразвитие речи могут: инфекционные болезни беременной, внутриутробный недостаток воздуха, осложненные роды, эпилепсия, психические заболевания, опухоль головного мозга. При наличии таких факторов нарушается работа мозга, что и ведет к речевой задержке.

Лечение ЗПРР

Чем раньше начато лечение, тем больше вероятности, что ребенок догонит своих сверстников в речевом развитии и сможет учиться в обычной школе.

Основное, что нужно необходимо сделать родителям, это обратиться к логопеду и также постоянно заниматься дома.

Лечение заключается в подпитке головного мозга медикаментозной терапией, физиотерапией.

Вспомогательным и очень действенным способом является логопедический массаж. Здесь работа направлена на восстановление тонуса мышц лица, что помогает легче произносить звук.

Привлечение детского психолога помогает ребенку справиться с психологической травмой, которая возможно мешает развитию нормальной речи.

Иппотерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия, рисование, развитие моторики - все это большая помощь ребенку в работе по преодолению задержки психоречевого развития.

← назад